Центр технического обслуживания контрольно-кассовой техники
Контрольно-кассовая техника
Автоматизация торговли
Противокражные системы

Штриховое кодирование

Штриховое кодирование уже давно не является чем-то необычном. Штрих-кодами маркируются все товары, и это закреплено законодательно. В большинстве торговых предприятий установлена техника для маркировки и считывания штрих-кода. И чем дальше, тем больше организаций, представляющих другие сферы бизнеса, начинают применять технологии штрихового кодирования.

Автоматическая идентификация 

Сегодня конкурентоспособность и рентабельность бизнеса все больше зависит от того, насколько быстро и оперативно данные о бизнес-процессах поступают к менеджерам, принимающим управленческие решения. По-настоящему высокой эффективности управления способны достичь только те фирмы, где применяются современные информационные технологии и организован замкнутый цикл передачи данных по информационным каналам. Такие компании выделяются среди конкурентов за счет высокого качества управления и возможности принимать быстрые и эффективные решения на основе доступной в любой момент информации.

Внедрение информационных технологий означает не просто наличие компьютерной системы управления, но и наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации, призванных облегчить ввод информации, уменьшить число ручных операций и минимизировать число ошибок при вводе данных.
Среди множества задач, связанных с первичным собором информации, можно выделить автоматическую идентификацию (распознавание и различение) разнородных предметов (товары, инвентарь, багаж, документы и т.п.).

Решение идентификации предполагает выполнение следующих шагов: 

  1. Присвоение каждому предмету определенного идентификатора (номера или кода).
  2. Нанесение на предмет специализированной метки, содержащей идентификатор.
  3. Считывание данных с метки цифровым устройством штрихового кодирования в электронный вид.

В качестве идентификатора можно использовать графические, магнитные, радиочастотные и электронные метки. Все они предназначены для автоматической идентификации и находят применение в различных сферах, но наибольшей популярностью пользуется графическая метка в виде штрих-кода.

Почему штрих-код стал таким популярным?

Из доступных технологий автоматической идентификации технология штрихового кодирования и штрих-кодовая метка приобрели наибольшую популярность. Прежде всего, это связано с простотой данной технологии и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрих-кода на ярлык или упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и электронных меток. Если штрих-код наносится типографским способом, то на стоимости упаковки это не отражается. В случаях, когда штрих-код печатается на самоклеящейся этикетке, стоимость упаковки возрастает незначительно. Следует учитывать, что с каждым годом все больше производителей сами заботятся о нанесении штрих-кода на упаковку, и, количество товаров, маркированных штрих-кодом также увеличивается, что, естественно, уменьшает время и затраты на самостоятельную маркировку.

Штрих-код, нанесенный на упаковку, можно прочитать специальным устройством. Чаще всего для этих целей используют сканеры штрих-кода. Для чтения штрих-кода при помощи сканера не обязателен непосредственный контакт с самим штрих-кодом: максимальное расстояние считывания может меняться в зависимости от модели сканера от 20 до 300 мм (промышленные сканеры могут читать и с большего расстояния). Сканер распознает и считывает штрих-код, переводит его данные в электронный вид и передает для дальнейшей обработки в кассовый аппарат, ПК или POS-систему.

Почему наличие штрих-кода стало обязательным требованием?

Штрих-код, нанесенный на упаковку товара, не имеет ценности сам по себе. Он полезен только там, где организован полноценный обмен данными между точками продажи и управляющей компьютерной системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на большинстве товаров имеется штрих-код, то от этого выигрывают все: и продавцы, и покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных операций и, как следствие, увеличения скорости работы, снижения числа ошибок. Покупатели - за счет ускорения обслуживания касс. Управленческий персонал - за счет оперативного получения информации о продажах, запасах различных видов товаров и возможности своевременно принимать решения о пополнении запасов тех или иных видов товаров.
Торговые предприятия с высоким потоком покупателей и большими объемами продаж обязывают поставщиков продукции маркировать каждый поставляемый товар собственным штрих-кодом.

Составляющие технологии штрихового кодирования

В технологии штрихового кодирования можно выделить следующие основные этапы:

  1. Создание штрихового кода при помощи специального программного обеспечения.
  2. Маркировка товара штрих-кодом (многие товары уже имеют на своей упаковке штрих-код, распечатанный типографским способом).
  3. Чтение штрихового кода (получение данных, закодированных в штриховом коде).


Посмотрите также